"Платон" продолжение следует...
Весна в нашей отрасли началась бурно - автоперевозчики, затаив дыхание, ждали решения правительства о повышении тарифов в системе «Платон». Компания «Мультитранс Логистика» внимательно следила за новостями и публиковала на сайте собственную аналитику происходящего. Итак, с одной стороны, повышение не было неожиданностью, его вероятность озвучивали ещё в прошлом году, но затем правительственным постановлением был продлён так называемый льготный период с тарифом 1,53 руб./км за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей массой 12 тонн и выше. Повышение до запланированного уровня 3,06 руб. за км предполагалось провести в два этапа - с февраля и июня 2017 года. В конце января информационное агентство ТАСС передавало сообщение вице-премьера РФ Аркадия Дворковича о том, что повышение состоится весной и будет ниже уровня, который предложил Минтранс РФ.
А в начале февраля Газета.ru опубликовала интервью с министром транспорта Максимом Соколовым, в котором он заявил о совместном решении единовременно прекратить действие льготного периода с 15 апреля, что должно означать возврат к изначально установленным тарифам, которых так и не удавалось достичь из-за протестов дальнобойщиков, сопровождавших 2015 и 2016 годы.
Безотлагательность такого решения министр объяснил тем, что за всё время работы системы, введение которой должно было покрыть расходы на ремонт и строительство новых трасс, значительно больше денег, чем планировалось, было потрачено из госбюджета. В бюджет эти средства изначально заложены не были, поскольку тариф «Платона» не предполагалось уменьшать, а новые проекты реализовывать было необходимо. Теперь, чтобы выйти «на ноль», с перевозчиков нужно получить 30 млрд рублей в текущем году, иначе ситуация выходит из под контроля, поэтому льготный период необходимо прекратить. При однократном повышении средневзвешенная годовая нагрузка на бизнес составит 2,61 руб./км, в итоге это меньше, чем вышло бы в случае двухэтапной модели.
За прошлый 2016 год система собрала 20 млрд рублей, часть из которых уходит на её обслуживание. По словам министра, были приведены в порядок дороги более чем в 40 городах и субъектах РФ, построено семь новых автотрасс, отремонтировано 24 аварийных моста, а также введён в эксплуатацию новый мост через реку Белая в Башкирии и завершено строительство моста в Нижнем Новгороде.
В той же статье приводились и другие точки зрения – координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко сказал корреспондентам следующее: «Меры контроля за оплатой в системе «Платон» будут ужесточаться — это уже происходит. Это значит, что скоро заказчику будет практически невозможно найти перевозчика, который возьмется везти заказ дешевле — в обход «Платона». В итоге этот квазиналог на перевозчиков наконец начнут ощущать обычные потребители из-за роста цен в магазинах». Не понятно, хорошо это или плохо с точки зрения Валерия Войтко, поскольку многие эксперты как раз считают более эффективным выходом из сложившейся ситуации не повышение тарифов, а модернизацию работы системы и улучшение контроля за соблюдением общих правил. Получается, что отдельным перевозчикам хорошие дороги вовсе не нужны, и их главная задача получить прибыль здесь и сейчас. На наш взгляд, грамотный предприниматель не может не понимать, что перевозка по хорошей трассе уменьшает срок доставки и риск повреждения груза, что, в конечном счёте, обеспечивает длительное сотрудничество с клиентом.
Ещё откровеннее на эту тему высказался председатель центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов: «Люди ездят и не платят, потому что штрафы им не приходят, а система не отслеживает их перемещения. Вернее, сначала платили, но когда поняли, что не работает и никаких санкций за это нет, многие перестали. С другой стороны — если рамки контроля все же заработают, мне кажется, их будут выводить из строя», - сказал он. При этом оба были уверены, что в среде дальнобойщиков сейчас отсутствуют протестные настроения, поскольку никто не верит, что можно будет договориться.
Но не тут-то было. К концу марта региональные СМИ, а затем и центральные информагентства стали сообщать о готовящейся масштабной акции протеста. Сотни грузовиков выстроились на обочине федеральных дорог в Байкальском регионе, Тюмнени, Ульяновске и в Вологде, а также протестном пробеге дальнобойщиков Дагестана, всего о своём участии в стачке по непроверенным данным заявили около 10 тыс. водителей из 50 регионов России. АвтоТрансИнфо опубликовало комментарии координаторов ОПР (объединение перевозчиков России), которые объяснили главную цель стачки – остановить трафик грузоперевозок по стране, чтобы продемонстрировать, насколько востребованы автоперевозки у грузоотправителей. Кроме этого, организаторы и участники стачки требуют полной отмены транспортного налога, отмены «Платона» и проведения реформы режима труда и отдыха водителей, некоторые даже отставки правительства, по словам Александра Котова общего требования между регионами сформулировано не было.
Тем не менее, президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин с несколькими представителями нескольких водительских ассоциаций встречался с председателем правительства Дмитрием Медведевым, в итоге был найден компромисс, по которому тариф не поднимут в два раза, а только на 25%, то есть до 1, 91 рубля за км. Деловой Петербург в последней публикации на эту тему сообщает, что премьер поручил соответствующим органам упростить порядок получения льгот за пробег, то есть, чем дальше едет грузовик, тем ниже становится тариф, разработать и представить предложения о лизинговой поддержке государством большегрузных автотранспортных средств.
Несмотря на договорённости, стачки не прекращаются. После встречи с премьером Владимир Матягин попытался поговорить с бастующим в ленинградской области (Шушары), но, по его словам, им не нужен конструктивный диалог, они хотят хаоса и беспорядков. Большинство из них частные предприниматели и сами даже не зарегистрированы в системе «Платон».
Что тут скажешь, коллеги, самые пессимистические прогнозы предполагают полное отсутствие продуктов питания и товаров первой необходимости в магазинах, если забастовки не прекратятся. А если смотреть оптимистично, то здравый смысл должен восторжествовать.
«Мультитранс Логистика» будет выполнять свои обязательства перед грузоотправителем, это наш принцип, мы желаем всем успешной работы и обоюдоприемлемого разрешения конфликта.