Вступление в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Вступление в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС, которого мы ждали в июле этого года, перенесено на 1 января 2018-го. В СМИ много обсуждали причины задержки со стороны Белоруссии, какие замечания и поправки к кодексу были у других стран-участниц, но, в итоге, в апреле документ был подписан. О внутренних проблемах союза и способах их преодоления подробно разбиралось в публикации Коммерсант.ru. Мы же попытаемся понять, как изменится работа таможни после вступления документа в силу, как это повлияет на товарооборот и грузоперевозки.
Во-первых, таможенное регулирование будет происходить не на национальном, а на союзном уровне, то есть большинство управленческих вопросов окажется в юрисдикции Евразийской экономической комиссии, по сравнению с кодексом 2015-го количество таких вопросов возрастёт с 30 до 60. Главное нововведение – существенное упрощение таможенных процедур, перевод всей документации в электронный вид, что снизит влияние человеческого фактора, при этом не будут запрашиваться какие-либо подтверждающие бумажные документы, весь процесс от поступления товара до выпуска на рынок будет полностью автоматическим.
После переподчинения в прошлом году Федеральной таможенной службы Министерству финансов, был запущен процесс интеграции информационных систем ФТС и ФНС, к концу 2017-го передача информации между налоговой и таможней начнёт функционировать в режиме онлайн. Это означает, что участникам внешнеэкономической деятельности и международных перевозок не нужно будет отдельно взаимодействовать с обеими службами. Решение о выпуске товара или запрете будет также приниматься автоматически, то есть определённые алгоритмы, заложенные в системе, снизят нагрузку на инспектора, или его участия не потребуется совсем. Все участники внешнеэкономической деятельности смогут подключить информационные системы своих предприятий к автоматизированной системе внешнего доступа ФТС России, и служба будет принимать информацию о товаре в режиме реального времени, упрощая таким образом взаимодействие между бизнесом и государственными органами. Регистрация на портале государственных услуг позволит пользователю заходить в свой личный кабинет и, с помощью новых сервисов, перевести в электронный вид всю переписку с ФТС – хранить и отправлять электронные документы, получать информацию, задавать вопросы. При оформлении декларации банк будет передавать информацию о наличии паспорта сделки в общую систему, через личный кабинет можно будет проверить наличие этой информации в таможенном органе, посмотреть свой лицевой счёт и получить отчёты по всем операциям на таможне. Действующий закон «о таможенном регулировании» предусматривает предоставление отчётов в различные органы только в письменном виде. Как только вступит в силу новый таможенный кодекс, весь документооборот и общение с ведомствами станет полностью электронным по принципу «единого окна», то есть избавит участников ВЭД собирать документы в разных организациях через разные системы или вручную.
В дальнейшем, вероятно, следует ждать расширения интеграции в масштабе мировой экономики, в прошлом материале мы рассказывали о новой экономической стратегии, развитии несырьевого экспорта из России и приоритетных направлениях в области международной торговли, это касается также интернет площадок. Один из крупнейших на данный момент покупатель российского экспорта – Китай – постепенно унифицирует все таможенные процедуры и переводит предприятия на самостоятельное таможенное обслуживание. Будем надеяться, что реформирование российской таможни также будет направлено на упрощение внешнеторговых операций что, в конечном счёте, поможет увеличить товарооборот и грузоперевозки. Так что будем готовиться к наращиванию темпов и искать новые логистические решения, Мультитранс Логистика всегда с вами!